Ска (ska) - национальная форма ямайской музыки, появившаяся на рубеже 50-60-х годов (краткая справка: живописный остров Ямайка расположен в северной части Карибского моря, в 144 км к югу от Кубы. Столица - Кингстон). Музыка ска родилась в результате экспериментов ямайских джазовых музыкантов, решивших играть нечто вроде американских ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, которые они слышали по радио. В ска слились воедино афро-кубинские ритмы, экзотический “карибский” саунд, ритм-энд-блюзовая манера интонирования и рок-н-ролльные гармонии, перекрестились хлесткий юмор, социальная проблематика и беззаботный танцевальных дух.
Само слово “ска” означает несколько отрывистый, звонкий саунд, производимый гитарами. Отличительной чертой ска-составов является мощная медная духовая секция, обилие экзотической перкуссии. Очень своеобразна ритмическая основа ска: это четырехдольный ритм с подчеркиванием слабых долей (ударами малого барабана, “акцентами” гитар и т.д.). Фигуры аккомпанемента выстраиваются по принципу “бас-аккорд”, что можно описать фонемосочетанием “унца-унца”. Бас зачастую играет ровными длительностями по звукам трезвучия. Темп, как правило, - средний, манера исполнения -утрированно свинговая, но вместе с тем весьма “заводная”. Ямайские вокалисты зачастую коверкают английские слова, что тоже придает ска-стилю особый аромат. Мелодика нередко несет отпечаток афро-кубинской музыки.

Первыми известными исполнителями ска стали Принс Бастер, Десмонд Деккер, Лорел Эйткен и DANCE HALL CRASHERS. Однако истинным прародителем музыки ска считается ямайская группа THE SKATALITES, состоявшая из джазовых музыкантов мирового класса. И хотя коллектив просуществовал чуть больше года (1964-65), его влияние на мировую музыку огромно. Музыка ска звучала в танцзалах, в клубах, на вечеринках; на Ямайке даже появилась своя студия, записывавшая ска-музыкантов - “Studio One”. В 1964-м у ска, начинавшем все больше социализироваться, появилось законнорожденное дитя - рокстэди, которое, в свою очередь, породило регги. В середине 60-х музыка ска начала проникать в Европу вместе с ямайскими иммигрантами, ехавшими трудоустраиваться в Англию. В Британии тоже начали появляться лэйблы, ориентированные на ска и регги: “Blue Beat”, “Melodisc”, и конечно, знаменитая фирма “Island Records” (остров, увековеченный в ее названии - это и есть Ямайка).

История поп-музыки знала несколько волн возрождения интереса к музыке ска и регги. Первая проявилась в панк-роке 70-х (THE CLASH). Вторая, гораздо более интенсивная, - в британской “новой волне” конца 70-х - начала 80-х. И, наконец, особенно сильным был интерес к ска со стороны американских нео-панков (ска-панк). Хотя и традиционная музыка ска до сих пор не теряет своей привлекательности.